Масштаб страницы: меньше больше

Cупермаркеты увеличили свои дивидендные выплаты на 123% в условиях пандемии COVID-19, оставаясь открытыми как жизненно важный бизнес

06/22/2021

При этом помощь работникам цепи поставок, женщинам и фермерам практически не оказывалась, что говорит о «повсеместной и системной» дискриминации.

По данным Oxfam, крупнейшие супермаркеты из Нидерландов, Великобритании и США увеличили свои дивиденды за счёт акций в среднем на 123% — примерно с 10 миллиардов долларов до 22,3 миллиарда долларов, — поскольку в течение первых восьми месяцев пандемии коронавируса они не прекращали свою деятельность, так как рассматривались как жизненно важный бизнес.

Шокирует тот факт, что почти ни один из этих супермаркетов не оказал какой-либо адекватной поддержки в связи с COVID-19 рабочим и фермерам за рубежом, которые на протяжении всего кризиса продолжали поддерживать цепи поставок. В новом докладе Oxfam сегодня также говорится о продолжении «системной» эксплуатации женщин в цепях поставок супермаркетов.

Исполнительная директорка Oxfam International, Габриэла Буше, сказала: «Как потребители — мы все были так благодарны за тот спасательный круг, который супермаркеты бросили нам благодаря своим храбрым сотрудникам на передовой и зарубежным поставщикам. Но в своих залах заседаний боссы продолжали вести бизнес как обычно, ставя интересы богатых акционеров, владельцев и директоров выше интересов своих же работников и поставщиков».

Во время пандемии зарегистрированные на бирже супермаркеты, которые проанализировал Oxfam, почти всю (в среднем 98%) чистую прибыль распределяли между своими владельцами и акционерами. Они потратили около 11,3 миллиарда долларов на меры защиты, связанные с COVID-19. Частные супермаркеты в Германии и Нидерландах также получили прибыль от дополнительных продаж за этот период, но для большинства из них отсутствие финансовой отчётности не позволяет понять, кто получил наибольшую выгоду.

Новый отчёт «Вместе не все: как супермаркеты стали победителями пандемии, в то время как женщины-работницы лишь проигрывали», опубликованный сегодня Oxfam, также показал, что эксплуатация и дискриминация рабочих и производителей в цепочках поставок остаётся повсеместной и системной. Неравенство, затрагивающее женщин, например, несение основной ответственности за неоплачиваемую работу по уходу и концентрация в прекарном секторе, делает их особенно уязвимыми к кризисам, подобным COVID-19. Напротив, некоторые из самых богатых семей и частных лиц в мире, владеющих акциями крупных брендов супермаркетов, приумножили своё состояние во время пандемии.

Oxfam проанализировал зарегистрированные на бирже розничные продовольственные компании из Нидерландов (Ahold Delhaize), из Великобритании (Morrisons, Sainsbury's и Tesco), и из США (Albertsons Companies, Costco, Kroger и Walmart), а также не зарегистрированные на бирже  компании из Германии (Aldi North, Aldi South, Lidl, Edeka и Rewe) и Нидерландов (Jumbo и PLUS).

Рыночная капитализация перечисленных супермаркетов выросла на 101 миллиард долларов (с марта по декабрь 2020 года) по сравнению с ростом на 75 миллиардов долларов в 2019 году. Богатство только семьи Уолтон, владеющей Walmart, в прошлом году выросло на 3 миллиона долларов в час. Costco объявила специальный дивиденд в размере 4,4 миллиарда долларов, чтобы вознаградить своих акционеров. Это значительно увеличило дивидендные выплаты Costco с 1 миллиарда долларов в 2019 году до более чем 6 миллиардов в 2020 году.

Однако нет никаких доказательств того, что эти супермаркеты предоставили адекватную поддержку для смягчения последствий для здоровья или потери доходов, понесённых работниками и производителями в их цепочках поставок в результате COVID-19. Из всех супермаркетов только британская Tesco и немецкая Rewe опубликовали гендерную политику и действия, которые они предпримут для улучшения положения женщин в своих цепях поставок.

Рабочие и фермеры, опрошенные Oxfam, не получали прожиточного минимума или зарплаты, а некоторые не зарабатывали даже минимальной месячной нормы. Женщины постоянно занимают самые низкооплачиваемые и низкоквалифицированные рабочие места, несмотря на то, что, например, в производстве кофе в Бразилии, они более образованы, чем мужчины. Менее 1% от выплат акционерам в 2020 году могут сократить разрыв между текущей заработной платой и прожиточным минимумом для работников в крупнейшем бразильском штате, производящем кофе.

Чеса*, 32-летняя женщина-мигрантка, занимающаяся разделкой рыбы в Таиланде, рассказала Oxfam и партнёрам, что во время второго всплеска COVID-19 она не могла позволить себе жильё, так как её доход сократился вдвое, и ей пришлось делить жильё с семью другими людьми. «Мы боимся пандемии. Мы боимся, что, когда мы заразимся, люди будут нас ненавидеть», — сказала она.

Буше сказала: «До сих пор не было адекватных действий для решения проблем, с которыми сталкиваются женщины в цепях поставок супермаркетов. Необходимы фундаментальные изменения, чтобы супермаркеты действительно уважали права человека и боролись с гендерным неравенством и несправедливым распределением доходов работников и мелких фермеров в своих глобальных цепях поставок. Но прогресс возможен — как мы убедились, — и в этот критический момент у супермаркетов есть всё в их руках, чтобы начать действовать».

Оценка супермаркетов Oxfam, опубликованная в июне 2020 года, показывает, что ряд супермаркетов — Aldi South, Lidl, Jumbo, Morrisons, Rewe, Sainsbury's и Tesco — улучшили свои показатели по наличию мер соблюдения прав человека в цепях поставок более чем на 20% с начала кампании «По ту сторону штрихкода» в 2018 году. Это говорит о том, что компании уже сейчас предпринимают шаги по улучшению ситуации, однако темпы их принятия всё равно остаются слишком медленными.

Oxfam призывает супермаркеты определить цепи, где женщины подвергаются наибольшему риску, и принять меры: создать политику и структуры, способствующие гендерному равенству во всей цепи поставок, и продемонстрировать лидерство, призвав сектор к решению этих проблем.

 

Примечание

Читайте новое исследование Oxfam (на английском): Not In This Together: how supermarkets became Pandemic winners while women workers are losing out. Также вы найдёте петицию по адресу: www.behindthebarcodes.org

Oxfam провёл новое исследование условий труда работников на ключевых мировых предприятиях по производству кофе в Бразилии, риса басмати в Пакистане и вина в Южной Африке. В то же время были обновлены результаты предыдущих исследований по производству чая Ассам в Индии и морепродуктов в Таиланде. Были выявлены конкретные связи с цепочками поставок кофе и морепродуктов в супермаркеты.

Вернуться к списку