Масштаб страницы: меньше больше

Европа рискует создать «потерянное поколение» молодёжи среди беженцев

06/10/2021

В своём новом исследовании гуманитарные организации бьют тревогу по поводу рисков, с которыми сталкиваются молодые беженцы в Европе в день своего восемнадцатилетия. В отчёте рассматривается, как молодые беженцы по всей Европе лишаются жилья, попадают в опасные ситуации и подвергаются эксплуатации. Исследование, проведённое на опыте пяти европейских стран показало, что все они не способны защитить и поддержать эту возрастную группу. В результате им крайне сложно интегрироваться в новое общество. Среди основных причин авторы приводят следующие: непоследовательное нормотворчество, отсутствие доступа к таким базовым услугам, как языковые курсы, а также неосведомлённость о своих правах.

В то время как для многих детей во всём мире достижение совершеннолетия является важной вехой в жизни — моментом радости и чувства независимости, — исследование показало, что для детей-беженцев в Европе это связано с повышенной тревогой. Для ребёнка-беженца восемнадцатилетие символизирует потерю поддержки в связи с резким сокращением защитных правовых норм. Как говорит один из опрошенных подростков: «Для нас переход во взрослую жизнь не ощущался как действительно переход. Скорее, было ощущение, что просто вся поддержка исчезла». (А., 20 лет, из Эритреи в Нидерландах).

Эрин Маккей, руководительница европейской кампании Oxfam по миграции, сказала: «Одним из ключевых положений законодательства ЕС является защита детей независимо от их правового статуса. Эта защита помогает оградить их от высокого риска жестокого обращения, бездомности и эксплуатации. По достижении восемнадцати лет эти риски не исчезают в одночасье, а вот защита — да. Перестав считаться детьми по закону, эти молодые люди могут оказаться на улице, где им не к кому обратиться».

Европейское законодательство гарантирует, что дети-беженцы, прибывающие в Европу в одиночку, размещаются в приспособленных для детей помещениях и получают опекуна для решения административных и юридических вопросов. Исследование показало, что при переходе во взрослую жизнь доступ к жилью в разных европейских странах сильно различается. В некоторых странах, например в Ирландии, детей могут выгнать из приёмной семьи в день их восемнадцатилетия и отправить в учреждения, где они живут в одной комнате со взрослыми незнакомыми людьми. В других странах, например в Греции, дети могут быть возвращены в заброшенные лагеря или выброшены на улицу. По словам одного молодого человека, «в 18 лет ты ещё не полностью взрослый, большинство ирландских детей в 18 лет всё ещё живут со своими родителями» (Л., 25 лет, Ирландия).

Другой проблемой для многих молодых людей является бюрократический лабиринт, связанный с получением документов. Например в Италии, как только неевропейскому ребенку исполняется восемнадцать лет, он сталкивается с тремя вариантами получения документов, которые позволят ему работать или учиться, каждый из которых имеет свои особенности. Во Франции нескоординированное и непоследовательное управление политикой в отношении молодёжи из числа беженцев приводит к подходу «сделай сам».

Опекун-волонтёр во Франции рассказал: «Контракт CJM [вид субсидии, выдаваемой тем, кто проходит обучение в рамках статуса учащегося] трудно получить, и часто он выдаётся только на два месяца. Например, у меня есть случай с молодым человеком, который не говорит на языке, не был помещён в систему школьного образования, и к тому времени, когда ему исполнится 18 лет, ему будет трудно получить CJM. Основная несостыковка [заключается] в том, что CJM выдаётся только на два месяца, без учёта того, что подростки могут находиться на годичном контракте на стажировку. Как они должны платить за жильё, еду и жизнь?»

Ориентироваться в сложных административных процессах — сложная задача для любого восемнадцатилетнего. Тем более для ребёнка, который, возможно, плохо говорит на языке и у которого нет никого, кто мог бы подсказать ему/ей, как пройти через бюрократические препятствия. Тем не менее это может стать самым важным делом в жизни молодого человека, потому что пропуск срока или неправильная подача документов может лишить его доступа к образованию, права на работу или даже заставить его вернуться в страну, где его жизни угрожает опасность. Как отметил один исследователь из Греческого совета по делам беженцев: «Проблема не только в том, что НБС [несовершеннолетним без сопровождения] не помогли стать ответственными взрослыми, способными позаботиться о себе. Скорее, их с раннего возраста заставляют выучить правило, что только они могут позаботиться о себе самих любыми способами».

Ещё одним препятствием является поиск работы или продолжение дальнейшего обучения. В Ирландии только те, кто живет в стране в течение трех лет, могут получать студенческие гранты, что препятствует получению образования для многих молодых людей. Во Франции и Италии сложные правила не позволяют многим молодым людям пройти профессиональную подготовку. Один из опрошенных назвал бюрократию «очень специфической и сложной» и рассказал о том, как французские власти отказали молодому человеку в выдаче вида на жительство, потому что он сменил свой рабочий контракт с нестабильного срочного на более надёжный бессрочный.

Авторы доклада также выделяют несколько примеров позитивных практик, которые могут преодолеть разрыв между детством и взрослой жизнью. Одним из таких примеров являются программы переходного жилья, которые помогают молодым людям встать на ноги и обрести самостоятельность. В рамках этих программ дети, которым скоро исполнится восемнадцать лет, могут переехать в полуавтономные квартиры, где они получают помощь до достижения финансовой и личной независимости. В отчёте также говорится, что системы поддержки — опекуны и программы на базе сообществ — могут сыграть значительную роль в облегчении переходного периода. В некоторых странах эти схемы могут быть продлены после восемнадцати лет, чтобы ребёнок не оставался один, особенно если он/а продолжает образование или устраивается на стажировку. Другой хороший пример — специализированное обучение персонала, контактирующего с молодежью среди беженцев, для улучшения их понимания системы предоставления убежища.

Маккей заявила: «Этим отчётом мы хотим пролить свет на травматичный и внезапный процесс достижения восемнадцати лет ребёнком без сопровождения в Европе. Вы ложитесь спать в несовершеннолетнем возрасте, имея крышу над головой, образование и безопасность, а на следующее утро вы просыпаетесь, и вас лишают всех этих гарантий. Жизнь, которую эти молодые люди построили в Европе, внезапно рушится».

«Европейские страны должны выполнить свои обязанности по заботе о молодёжи из числа беженцев. Они должны упростить процесс предоставления убежища, создать схемы опеки, создать больше возможностей для профессионального обучения по широкому спектру профессий и инвестировать в социальное жильё переходного периода. ЕС также должен сыграть свою роль, внедряя передовой опыт для европейских стран, чтобы помочь детям мигрантов сориентироваться при переходе во взрослую жизнь».

В четырёх из пяти рассмотренных стран девочки составляют меньшую долю молодежи из числа беженцев — менее 7,5%. Исключением являются Нидерланды, где девочки составляют более 14% от общего числа молодых беженцев. Девочки и молодые женщины подвергаются более высокому риску сексуализированного насилия и особенно уязвимы к эксплуатации, в частности, к торговле людьми. Потеря легального статуса и жилья или финансовые проблемы ставят их под угрозу бездомности, у молодых женщин также может не быть выбора, кроме как выбрать негативные стратегии преодоления трудностей. Так, муниципалитет Утрехта в Нидерландах и Голландский совет по делам беженцев разработали специальную программу поддержки молодежи из числа беженцев в период перехода во взрослую жизнь для устранения этих рисков.

 

Примечание:

Читайте отчёт Teach us for what is coming: the transition into adulthood of unaccompanied minors in Europe

Под молодёжью из числа беженцев в данном пресс-релизе подразумеваются несопровождаемые несовершеннолетние — лица в возрасте до восемнадцати лет, прибывающие в ЕС без взрослых, ответственных за них по закону или по практике соответствующего государства-члена ЕС.

Организациями, участвовавшими в данном исследовании, являются Греческий совет по делам беженцев, Голландский совет по делам беженцев, ACLI Франция и Oxfam. Исследование проводилось методом интервью с беженцами, сотрудниками передовых организаций и исследователями во Франции, Греции, Нидерландах, Ирландии и Италии.

Исследование об уязвимости несопровождаемых девочек можно найти в Брифинге Европейского парламента об уязвимости несопровождаемых и разлучённых детей-мигрантов.

Вернуться к списку