Масштаб страницы: меньше больше

Дети из бедных семей в 7 раз реже заканчивают школу, чем дети богатых родителей

09/24/2019
Оксфам провел исследование в ряде развивающихся стран, и выяснил, что у бедных детей шанс закончить школу гораздо ниже, чем у богатых. Разрыв наблюдается не только в развивающихся странах – в странах Глобального Севера 90% детей из богатых и 2/3 детей из бедных семей выпускаются из школы.

Отчет об исследовании под названием «Образование как способ преодоления неравенства» (“The power of education to fight inequality”) также демонстрирует четкую связь между государственными расходами на образование и числом обучающихся детей. Например, в Пакистане – один из самых низких бюджетов на образование в мире, а также огромное неравенство в доступе к образованию и 24 млн детей, которые не посещают школу.

Кайра Боу, Ведущий специалист по образованию Оксфам, заявила:
«Правительства, для которых инвестиции в бесплатное общедоступное школьное образование не являются приоритетом, лишают детей своих стран шанса на достойную жизнь. Они подпитывают систему, в которой лишь дети из семей, способных оплатить образование, имеют возможность реализоваться в жизни.»

Ученики из бедных семей не имеют многих преимуществ, которыми обладают богатые дети – они чаще болеют и недоедают, что негативно влияет на концентрацию внимания и интеллектуальное развитие. Государство чаще всего тратит бюджет на образование на развитие школ, в которых обучаются более богатые дети, тогда как школы для бедных переполнены, страдают от недостатка учебников, квалифицированных учителей, и даже туалетов. К примеру, в Малави, Буркина-Фасо, Мадагаскаре, Лесото и Сенегале, на 10% богатейших школ тратится более половины бюджета на образование. Тогда как, по подсчетам ЮНЕСКО, 330 млн школьников не получают даже базовых знаний.

Огромное число девочек из бедных семей вообще не имеют возможности пойти в школу. Гендерная принадлежность, так же как и уровень дохода, этническая принадлежность и место жительства, является фактором, определяющим возможность получить качественное, и вообще какое-либо, образование. В преимущественно-бедных сельских областях Пакистана в школах обучаются в три раза меньше девочек, чем мальчиков. Часто родители забирают девочек из школы до окончания учебы, что также негативно влияет на будущие возможности девочек.

 Результаты исследования подтверждают связь между приватизацией образования и ростом социально-экономического неравенства. Дешевые частные школы поддерживают низкую стоимость обучения за счет того, что нанимают неквалифицированных учителей и мало им платят, что не может не сказаться на качестве образования. В отчете отмечено, что любая плата за образование исключает возможность обучения для беднейших детей.

Доказано, что качественное общее образование – один из действенных способов снижения неравенства, и залог построения социально-справедливого общества, для которого важна реализация талантов и потенциала детей, а разрыв в доступе к качественному образованию из-за недостатка государственных инвестиций подпитывает социально-экономическое неравенство. В Сальвадоре 47% взрослых, закончивших школу, заняты в формальном секторе экономики, тогда как среди тех, кто не закончил школу, в этом секторе работают лишь 5%.

Правительства многих стран – таких как Эквадор, Эфиопия и Вьетнам, уже применяют эти знания на практике, значительно повысив долю расходов на образование в государственном бюджете. С 2005 по 2015 гг. Эфиопия удерживала пятое место в мире по доле образования в бюджете. Это позволило 15 млн детей, которые раньше не могли посещать школу – получить образование, повысив число обучающихся с 10 до 25 млн детей. Эквадор утроил государственные инвестиции в образование с 2003 по 2010 гг. за счет налоговой мобилизации и фокуса на повышение уровня образования населения.

«Мы призываем все правительства незамедлительно увеличить инвестиции в бесплатное общедоступное образование, чтобы абсолютно все дети имели равные возможности. Более высокое налогообложение для богатых и корпораций может стать источником средств. Государственные инвестиции в общее образование, а не режим экономии или использование средств на развитие частных школ, являются решением проблем кризиса образования», - добавила Боу.

Оксфам призывает правительства и международных доноров построить общедоступное и качественное образование посредством:

- Создания условий, при которых абсолютно все дети смогут бесплатно получать качественное образование в общегосударственных школах. Для этого необходимо сделать все школы бесплатными, нанимать высококвалифицированных и хорошо-оплачиваемых учителей, а также оказывать помощь беднейшим детям;

- Создания условий, при которых девочки смогут реализовывать свои возможности наравне с мальчиками. Для этого необходимо устранить барьеры, из-за которых девочки не могут посещать школу, например ввести раздельные туалеты, и использовать учебники, в которых поощряются разнообразные нестереотипные гендерные роли;

- Повышения расходов на общественное образование. Как минимум 6% ВВП, полученные в результате налогового распределения, должны идти на развитие школьного образования в странах с низким и средне-низким уровнем дохода. Доноры, такие как Всемирный Банк, не должны инвестировать средства в частное образование.

Фото: Insiya Syed / Oxfam
Вернуться к списку