Масштаб страницы: меньше больше
www.oxfam.org.uk

BRICS Feminist Watch и феминистская повестка в международном развитии в контексте БРИКС

06/25/2018

Страны БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР – обладают большим влиянием и потенциалом – как единое целое, так и как отдельные государства. На эти пять стран приходится 25% поверхности суши Земли, 40% населения мира и примерно 30% мирового ВВП. Эти страны богаты природными, интеллектуальными и человеческими ресурсами, а также производственными активами.

Несмотря на различия в культуре, истории, проводимой политике и зачастую ценностях, страны БРИКС стремятся к достижению взаимопонимания для получения взаимной выгоды, достижения равенства и поддержания суверенитета. Одна из целей создания коалиции БРИКС заключалась в поддержке реформ и демократизации международных финансовых институтов (МФИ), а также расширении возможностей более активного участия в управлении мировой финансовой архитектурой для развивающихся стран. Страны БРИКС уже начали совместную работу на двустороннем уровне в различных областях, таких как торговля, разработка программы действий, а также создание Нового банка развития (НБР). Благодаря объединению своих усилий страны БРИКС обладают потенциалом для изменения ситуации в мире.

При том, что взаимодействие между странами БРИКС наиболее заметно на экономическом и геополитическом уровне, в рамках БРИКС открылись возможности для партнерства и для других акторов. Именно в рамках такого взаимодействия представителей гражданского общества стран БРИКС и появились международные союзы, такие как BRICS Feminist Watch (BFW), который открывает новые возможности для выражения точки зрения феминистских организаций стран Юга (развивающихся стран).

BFW – это формирующееся объединение организаций по защите прав женщин и феминистских активисток из стран БРИКС, цель которого – сделать так, чтобы голоса женщин из стран «глобального Юга» (развивающихся стран) были услышаны на крупных дискуссионных площадках, на которых принимаются решения в области международного развития. Работа BFW заключается в том, чтобы бросить вызов наиболее распространенным экономическим моделям, основанным на добыче и эксплуатации ресурсов, в том числе женского тела, трудовых и природных ресурсов, и направить доминирующий дискурс развития в новое русло с целью формирования инклюзивной и справедливой парадигмы, соответствующей принципам устойчивого развития.

В рамках 62-го заседания Комиссии по положению женщин, которое состоялось в Нью-Йорке в марте 2018 года, было проведено параллельное мероприятие для гражданского общества, посвященное перспективам развития феминистского движения в странах Глобального Юга. В рамках панельной дискуссии подробно рассматривались конкретные вопросы, связанные с защитой прав женщин и международным развитием в странах БРИКС. Организатором панельной дискуссии выступила BRICS Feminist Watch в партнерстве с RESURJ, Oxfam Brasil, Femnet, Pwescr international, Action Aid India и Gender Action.

Модератор сессии – Priti Darooka (PWESCR). Участники панельной дискуссии: Cai Yiping (DAWN), Divita Shandilya (Action Aid India), Elaine Zuckerman (Gender Action), Memory Kachambwa (FEMNET), Marisa Viana (RESURJ), Govind Kelkar (Landesa) и Grace Wang (Управление ООН по сотрудничеству Юг-Юг) – в рамках обсуждения затронули ряд факторов, связанных с инвестициями МФИ в странах БРИКС и их последствиями в отношении женщин.

Такие факторы, как неравенство в оплате труда мужчин и женщин, нехватка женщин на руководящих должностях, высокий уровень распространенности насилия в отношении женщин и концентрация женщин в неформальном секторе экономики, вполне очевидны. Но как инвестиции с целью содействия международному развитию способствуют решению вопросов, связанных с обеспечением гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин? Участники панельной дискуссии отметили, что при том, что инвестиции могут оказывать положительное воздействие на повышение производственного потенциала, необходимо привлечь внимание к следующим вопросам - какие рабочие места создаются? кто получает эти рабочие места? приводит ли создание таких рабочих мест к улучшению ситуации домохозяйств и общин? Кроме того, женщины выполняют неоплачиваемую работу во всех отраслях: от транспорта до производства продуктов питания, от коммунальных служб до ухода за детьми, пожилыми или больными людьми. Тем не менее, анализ инвестиций МФИ показывает, что вклад женщин в эту работу недооценивается.

При реализации проектов развития возникают такие трудности общего характера, как отсутствие:
- данных, дезагрегированных по признаку пола;
- мер стимулирования по кредитованию женщин с целью приобретения производственных активов;
- отраслевых образовательных программ;
- доступа к технологиям для автоматизации рабочего процесса;
- возможностей выхода на рынок у женщин для ведения производственной деятельности.
Еще один сдерживающий фактор – это незначительная доля участия женщин – в особенности феминисток – в проектах на всех уровнях и в рамках МФИ.

Один из примеров инвестиций в целях развития, который позиционируется как экологически чистый вид деятельности, благоприятно воздействующий на общество, – это ветряные электростанции. Однако, ветряные электростанции приводят к коммодификации и приватизации энергии ветра, а также ощутимо сказываются на структуре обществе и окружающей среде. В Бразилии ветряные электростанции оказывают непропорциональное воздействие на источники дохода населения, координацию и управление которыми осуществляют женщины. Это такие виды деятельности, как рыболовство, скотоводство и мелкие фермерские хозяйства. При этом существует дисбаланс между воздействием на общины, в которых расположены такие ветряные электростанции – зачастую в регионах, где проживает коренное и цветное население – и объемом электроэнергии, производимой в интересах всей страны. Неблагоприятное воздействие ветряных электростанции включает: явление, которое называют «потерей ночи», возникающее вследствие круглосуточного освещения башен; шумовое загрязнение, которое сравнивают со звуком «непрерывно летящего самолета»; и негативное воздействие на здоровье населения, проявляющееся в виде стресса, беспокойства, снижения слуха и агрессии. Данные инвестиции требуют более тщательного изучения с целью предотвращения или хотя бы смягчения таких негативных последствий.

В рамках дискуссии участники заседания упомянули роль МФИ и правительств стран в области ликвидации неравенства с целью сокращения масштабов нищеты за счет увеличения производственного потенциала сельского хозяйства в целом, а также устранения структурного неравенства, при котором становится возможным несправедливое и неправомерное распределение ресурсов. Например, при том, что женщины играют активную роль в производстве в экономике различных стран мира, они далеко не всегда имеют возможность управлять производственными ресурсами. Так, в Индии более 65% сельскохозяйственных рабочих – женщины, однако более 87% женщин в Индии не владеют собственными земельными участками.

Коррупция в финансовой сфере и невозможность принимать экономические решения остаются серьезной угрозой устойчивому развитию и укрепляют существующее неравенство. Все большую роль в определении глобальной экономической политики играют МФИ, что привело к изменению баланса власти в пользу глобальных элит и крупных корпораций. Тем временем, даже тогда, когда мнение представителей местной общественности и принимают во внимание, для получения одобрения проектов с их стороны корпорации систематически применяют взятки. Более того, согласно отчету ОЭСР, ежегодные потери в результате действия незаконных финансовых потоков на Африканском континенте оцениваются приблизительно в 50 миллиардов долларов. Эти деньги можно было бы использовать, например, на цели устойчивого развития. Даже 5% из этих 50 миллиардов могут увеличить ВВП страны. Кроме того, деньги, потерянные в результате действия незаконных финансовых потоков, можно было бы вложить в развитие здравоохранения и инфраструктуры, например, системы электроснабжения. Такие инвестиции могут уменьшить бремя по уходу за детьми, пожилыми или больными людьми, которое лежит на женщинах, и сократить время, которое они тратят на то, чтобы набрать воды и заготовить дрова, что, в свою очередь, позволит повысить их продуктивность.

Сотрудничество Юг-Юг отличается от сотрудничества Север-Юг тем, что в его основе лежит подход, предполагающий взаимную выгоду и уважение государственного суверенитета без установления каких-либо условий. Тем не менее, принципиально новый подход в странах БРИКС еще не выработан. В силу отсутствия явных признаков такого нового подхода, можно поставить под сомнение утверждение о том, что БРИКС и Новый банк развития отвергают общепринятые меры в области развития. Работа организации BRICS Feminist Watch направлена на то, чтобы включить феминистскую повестку стран Юга в перечень мер, предпринимаемых странами и институтами БРИКС с целью установления справедливости, развития демократии и укрепления равенства в мире.

Фото: с сайта BRICS Feminist Watch 

Вернуться к списку