Масштаб страницы: меньше больше
www.oxfam.org.uk

Гендерная повестка в странах БРИКС на 61м заседании Комиссии по правам женщин

05/31/2017
61я сессия Комиссии по положению женщин состоялась в Нью-Йорке с 13 по 24 марта 2017 года. Ежегодно это мероприятие собирает представителей гражданского общества, государственных структур, исследователей и экспертов по правам женщин со всего мира для обусждения наиболее острых тем, касающихся положения женщин.
Комиссия по положению женщин дает уникальную возможность представителям организаций по защите прав женщин и активистам, борющимся за права женщин во всем мире, собраться вместе для обсуждения различных вопросов, обмена опытом и знаниями, а также разработки планов проведения будущих мероприятий. Участники гражданского общества встречаются и проводят время в обсуждениях вопросов в самых разнообразных форматах: от очень формального до очень неформального, получают новую информацию, расширяют свой кругозор и впитывают новые знания по темам, с которыми они уже знакомы, а также учат других тому, что знают сами. Таким образом, это площадка для обмена опытом и распространения идей. 

Хотя организации гражданского общества были достаточно широко представлены на 61-м заседании Комиссии ООН по положению женщин, очевидно, что существует много барьеров, препятствующих участию отдельных лиц, которые потенциально могут внести весомый вклад в дискуссию и почерпнуть из процесса обмена знаниями много полезного. Во-первых, ограничение свободы передвижения не позволяет принять участие в мероприятии участникам из нескольких стран. Во-вторых, доступ к участию в данном мероприятии открыт представителям, имеющим отношение к международным организациям, или организациям, которые не испытывают трудностей с финансированием и могут позволить себе выделить средства для направления представителей. В связи с этим ощущалась явная нехватка участников, которые, хоть и являются влиятельными фигурами в своих сообществах в области расширения прав и возможностей женщин, но происходят из определенных стран, в особенности из менее экономически обеспеченных, из определенной социальной среды и не имеют таких хороших связей. 

Учитывая, что на 61-м заседании Комиссии ООН по положению женщин основное внимание уделялось расширению экономических прав и возможностей женщин, основная часть параллельных мероприятий и сессий была посвящена изложению ряда вопросов, касающихся различных аспектов трудовой деятельности женщин. В дискуссии принимали участие самые разные делегаты: от представителей органов власти до лидеров местных общественных движений и представителей высших учебных заведений. Выступления участников были посвящены мерам, разработанным в различных странах для решения вопросов, связанных с обеспечением полноценного участия женщин в экономической деятельности. Участники дискуссии поделились личным опытом, рассказали о встречающихся трудностях и препятствиях, а также о способах их преодоления. Произведена оценка эффективности реализуемых проектов, представлены результаты исследований. В рамках некоторых из сессий была дана информация к размышлению, предлагались реалистичные инновационные решения, направленные на расширение возможностей женщин принимать участие в экономической деятельности и извлекать из нее пользу. Кроме того, рассматривалась даже роль женщин в формировании экономики как на местном, так и на глобальном уровнях. 

Одно из заслуживающих внимания параллельных заседаний было организовано представителями BRICS Feminist Watch, инициативы по расширению прав женщин в странах БРИКС и за их пределами. Заседание, посвященное обсуждению БРИКС и экономическому положению женщин в странах группы, носило следующее название: «Страны с формирующейся рыночной экономикой и расширение экономических прав и возможностей женщин:анализ степени обеспечения равноправия женщин и мужчин в странах БРИКС». БРИКС как группа позиционирует себя в качестве «нового мирового порядка» и «альтернативы» существующим структурам и альянсам. В рамках заседания обсуждалось данное объединение, Новый банк развития (НБР) – относительно недавно созданный кредитный банк БРИКС, а также области, представляющие интерес для гражданского общества, в частности женщин, в странах БРИКС. 

Участники дискуссии начали свое выступление с информационного обзора стран БРИКС (демографические данные, благосостояние и прочие статистические показатели), чтобы слушатели могли получить полное представление о сходстве и различиях между пятью странами группы. Особого внимания заслуживает тот факт, что на фоне общего улучшения в области гендерного разрыва, в целом женщины в меньшей степени задействованы на рынке труда, чем мужчины. Самый большой гендерный разрыв отмечается в Индии. 

Далее следовал рассказ о роли Индии и Китая в БРИКС. 

Хоть Китай и является новым глобальным лидером, он по-прежнему неохотно берет на себя эту роль в полной мере. Отчасти это объясняется тем, что экономический рост в Китае не сопровождался ростом влияния китайского государства в мире. Более того, как отметил докладчик, Китай не хочет разделять ответственность с развивающимися странами. Китай занимает неоднозначную позицию по вопросу глобализации, однако не хочет дистанцироваться от южных региональных союзников. Поэтому неясно, насколько влиятельным будет Китай и какую роль он будет играть в БРИКС и НБР, хотя на данный момент он показал, что задействован в процессе, и в различной степени проявил себя лидером. 

Обсуждение Индии шло в совершенно ином ключе, а особое внимание уделялось сотрудничеству и устойчивому развитию. Индия выступает за горизонтальное сотрудничество по линии Юг-Юг в качестве меры реагирования на снижение числа доноров странам Юга после финансового кризиса, но докладчик подчеркнул необходимость принятия нормативных актов в целях удовлетворения потребностей наиболее изолированных стран. Получение женщинами доступа к энергетике, новым технологиям и производственным активам (жилью, земле) имеет большое значение в Индии. В то же время роль женщин в миростроительстве и поддержании мира в Индии и за ее пределами была упомянута в качестве важного вопроса для данной страны. 

Несмотря на то, что положительным результатом деятельности БРИКС и НБР в целом действительно является укрепление глобального Юга, гражданское общество и другие заинтересованные стороны испытывают большие опасения – и они небезосновательны – в силу того, что на практике они, по всей видимости, дублируют существующие мировые структуры: у БРИКС устаревшая патриархальная повестка дня, а цель группы на самом деле заключается в как можно более широком использовании капитала для извлечения краткосрочной прибыли за счет эксплуатации и товаризации, хоть эта повестка и помещена в привлекательную обертку, согласно которой приоритетными для НБР являются «проекты развития возобновляемых источников энергии». 

В рамках презентаций и в ходе последующей дискуссии был затронут целый ряд проблем. Во-первых, был поднят вопрос о том, как построить систему анализа знаний с Юга. Юг обладает уникальным мировоззрением, представлениями и знаниями, которые необходимо ценить и культивировать для дальнейшего развития. Кроме того, противоречия между самими странами БРИКС и тот факт, что БРИКС как альянс разобщен и не воспринимается всерьез, ставят под сомнение истинную значимость влияния альянса. Поэтому считается, что НБР будет более влиятельным по отношению к странам БРИКС, чем само объединение БРИКС. 

Кроме того, на заседании рассматривались возможные способы оказания Новым банком развития (НБР) влияния на женщин в сообществах, получающих кредиты, в частности в самих странах БРИКС. Всесторонний подход к расширению экономических возможностей женщин необходим с самого начала, а не когда уже поздно. В частности, когда рассматриваются проекты НБР, крайне важно, чтобы данная сторона вопроса была принята во внимание с самого начала: если рабочие места в сфере инфраструктуры традиционно предназначены для мужчин, а в системе социального обслуживания населения – для женщин, то каким образом правительства могут сделать рост занятости справедливым? В этой связи очень важно следить за мерами, проводимыми странами БРИКС и НБР, а также их нормативно-правовой базой, чтобы убедиться в том, что любое проявление их влияния, которое они действительно будут оказывать, послужит достижению равноправия женщин и мужчин.

В заключение, чрезвычайно важно, чтобы представители гражданского общества принимали участие в работе Комиссии по положению женщин и аналогичных международных мероприятиях по целому ряду причин. Для обеспечения правовой обоснованности работы таких площадок необходимо участие со стороны гражданского общества и активистов, потому что в их рамках обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются наиболее социально отчужденные группы населения. Для этих «простых граждан» очень важно иметь возможность встретиться с представителями органов власти, научного сообщества, деловых кругов и другими людьми, чтобы передать им значимую информацию и принять участие в соответствующих процессах. Кроме того, из таких мероприятий участники черпают энергию и вдохновение, они впитывают в себя новые идеи, а также получают возможность завести полезные знакомства с тем, чтобы продолжить свою работу с местным населением и добиться в ней более ощутимых результатов. В этой связи необходимо сделать такие мероприятия более открытыми для представителей всех слоев населения, в особенности для наиболее социально отчужденных его групп, чтобы и они могли извлекать из них пользу и становиться инициаторами перемен на местном уровне.

Современная ситуация в мире характеризуется непрерывной глобализацией, тогда как фрагментация – стремление к изоляционизму — затрудняет сотрудничество. Поэтому такие международные мероприятия, как заседания Комиссии по положению женщин, создающие возможности для честного и открытого диалога, играют крайне важную роль в обсуждении актуальных проблем и совместном поиске способов их решения. 

Перевод с английского: Алексей Сивохин 
Фото: UN Women http://www.unwomen.org/en/csw/csw61-2017 


Вернуться к списку